Еще до появления христианства природа Умбрии развила в душах людей религиозное чувство. Так, рядом с прозрачными, холодными источниками Фонти-ди-Клитунно, посвященными «доброму божеству, предсказывающему будущее», было выстроено немало храмов оракулу, к которому обращались за советами нередко сами императоры. Густые дубовые рощи Монте Куко около Сполето были посвящены Юпитеру; в годы раннего христианства они служили укрытием первым отшельникам, а позднее стали пристанищем монашеской общине, обосновавшейся в храме, выстроенном по преданию самим Франциском. В суровых, дремучих лесах, покрывающих склоны Монте Субазио, у подножия которого раскинулся Ассизи, пещеры служили приютом для многочисленных отшельников, искавших самой прямой связи с Богом через силу собственной веры. Обитель Эремо-делле-Карчери, расположенная в здешних лесах, стала тем местом, где Святой Франциск и его сподвижники собирались для молитв и размышлений.
Святой Бенедикт
В 480 году в городе Норча, являвшемся в те времена важным пунктом на пути, пролегавшем из Умбрии к Адриатическому морю, родился Святой Бенедикт, родоначальник западного монашества и покровитель Европы. При поддержке своей сестры Сколастики он указал основными правилами монашеской жизни чтение молитв, обучение и труд. Бенедиктинские монахи занимались мелиорацией и освоением новых земель, их аббатства стали не только местом духовной жизни, но также мощными экономическими и культурными центрами, благодаря, в том числе, кропотливому труду по переписыванию произведений классических авторов. Память о бенедиктинцах до сих пор сохраняется в многочисленных церквях и монастырях, рассеянных по всей Умбрии: Сан Паоло-интер-Винеас в Сполето,Сан Пьетро в Перудже, Санта Мария ди Бальдипонте в Монтелабате, Сассовиво в окрестностях Фолиньо, Сан Сальваторе ди Монте Корона в долине Валь Тиберина, аббатство Аббация ди Петрайя в Читта ди Кастелло, Сан Эутицио около Пречи.
Святой Валентин
Предание гласит, что во II веке н.э. епископ Терни, Валентино, тайно обвенчал двух молодых влюбленных, Сабино и Серапию, родственники которых были категорически против их союза, так как юноша был язычником, а девушка христианкой, и таким образом впервые в истории был заключен смешанный брак. Благодаря именно этому поступку- поистине революционному для эпохи, отмеченной нетерпимостью к иноверцам и жестокими гонениями на них, – люди стали поклоняться Святому как «покровителю всех влюбленных». Этот символичный жест братства и примирения ежегодно вспоминают 14 февраля, в день рождения Святого Валентина, в Базалике Терни, где хранятся мощи этого святого, любившего дарить розы всем влюбленным.
Франциск Ассизский
Судьба Умбрии самым тесным образом связана с выдающейся в человеческом и духовном плане личностью, святым Франциском Ассизским. Слава о сыне, торговавшего тканями купца Бернардоне, воспевавшего повсюду любовь к творению и проповедовавшего бедность, дабы в этом полностью быть подобными Христу, повлияла как на христианское учение, так и на искусство и архитектуру. Повсюду появлялись новые Церкви, создавались произведения искусства, посвященные Бедняку из Ассизи, благодаря проповедям и учениям которого многие люди из самых разных слоев населения обращались к Богу. Фрески Базилики Святого Франциска, создание которых было доверено художественному и повествовательному гению Джотто, – изумительный рассказ о жизни и чудесах, сотворенных Святым. Но Франциск, в отличие от того, как некоторым хотелось его изобразить, не посвящал себя всецело только размышлениям о Христе, но наравне с другими переживал кризисы и превратности эпохи, в которую ему довелось родиться и во время которой его проповедь безоглядной преданности Евангелию вызывала немало споров и разногласий. Места первых францисканцев в Ассизи и за его пределами (Ла Порциункола в Санта Мария-дельи-Анжели, Монастырь Конвенто-ди-Сан Дамиано, скитЭремо-делле-Карчери, храм Ривоторто) повествуют о великом пути веры и позволяют воссоздать этапы странствия, совершенного Франциском ради встреч с людьми и привнесения в мир любви и гармонии.
Женщины – святые
Одной из отличительных черт духовной жизни Умбрии было появление женщин-святых, озаривших особым светом эти земли. Вслед за Святой Сколастикой, сестрой-близнецом Святого Бенедикта из Норчи появилась Святая Кьяра из Ассизи. Она, как и Франциск, решила посвятить себя Богу, избрав путь бедности. В вербное воскресенье 1212 года молодая девушка сбежала из отчего дома и присоединилась к Франциску и его братьям, ожидавшим ее в Порциункола-ди-Санта Мария-дельи-Анжели. Там она сняла свои дорогие одежды и облачилась в грубое сукно, в то время как Франциск обрезал ей волосы в знак посвящения. Множество других женщин умели сочетать исполнение своего гражданского долга и образа жизни святых: Кьяра из Монтефалько, Маргарита из Читта ди Кастелло, Джованна из Орвьето, Анжела из Фолиньо. На этом фоне однако выделяется жизненный и духовный путь Риты из Каши (Рита-да-Каша), святой, которая, согласно народному преданию, могла заставить розы цвести зимой. Ее жизнь, полная мучений, слава о творимых ею чудесах и постоянно растущее число поичитающих ее верующих послужили тому, что в XX веке она была канонизирована. В честь Святой Риты, или «Святой Невозможного», как прозвал ее народ, в Каше был возведен храм, куда каждый год стекается множество паломников.